12 февраля 2012 г.

"Фотовдохновение цветом"


Здравствуйте, дорогие наши читатели!
Во многих популярных челлендж-блогах я часто встречала рубрики, под общим названием "Вдохновение", которые  меня  необычайно привлекали. Поэтому, наша команда дизайнеров решила, что блог "Жажда Творчества" тоже не должен быть исключением. И всё же нам хотелось чего-то необычного, такого, чего нет у других, какой-то "изюминки" :) Именно, поэтому, мне и пришла идея создать рубрику "Фотовдохновение цветом", в которой я буду рассказывать вам об истории возникновения  и характеристике отдельно взятого цвета для каждого нашего "Вдохновения."
А в этой публикации, я познакомлю вас с общей историей символики цвета.
   Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Так, в астрологии лучи Солнца, разложенные в спектр и дающие 7 цветов, соответствовали 7 основным планетам: красный — цвет Марса, синий — цвет Венеры, желтый — цвет Меркурия, зеленый — цвет Сатурна, пурпурный — цвет Юпитера, оранжевый — цвет Солнца, фиолетовый — цвет Луны. При этом краски символизировали не только планеты и их влияние, но и социальное положение людей, их различные психологические состояния. Это проявлялось в подборе одежды определенных цветов, народных поговорках, обрядах и т.д. У разных народов сложилась определенная символика красок, дошедшая до наших дней. (источник


Как различают цвета мужчины и женщины
 (на примере людей не творческих профессий)



   Символическое значение цвета связано с физиологией человеческого тела и сильными физиологическими переживаниями, обусловленными эмоциональным осознанием «сильных» цветовых символов — белого, красного и черного. Эти символы существуют в настоящее время у африканских, индейских и австралийских племен. У них белое ассоциируется с Водой, Воздухом, Чистотой, Миром и Счастьем; черное — с Землей, Нечистотами, Злом и Смертью; красное носит промежуточное значение: примыкая к белому, обозначает добрые силы, а к черному — злые. Это относится также к Огню и Солнцу — согревающим и сжигающим явлениям природы, к крови, потому что кровь здорового человека «чистая» и «белая», а больного — «нечистая» и «черная».
   На ранних стадиях развития, люди использовали только два цвета: белый и черный, символизирующие соответственно Небо и Землю, Свет и Тьму, Мужчину и Женщину, Счастье и Несчастье, Добро и Зло, Жизнь и Смерть. В эпоху сложившихся общественных отношений понадобился и третий цвет, которым стал красный. В поздние времена, когда развитие общества потребовало наличие системного языка, стало применяться большое количество цветовых символов и стало закономерным, что у разных народов цветовая символика превращалась в системы языкового характера. Такие системы были у инков, индейцев-ирокезов и других племен.
   У других древних народов цветовая символика развивалась параллельно с основной письменностью и формировалась в отдельные знаковые системы, в которых цвет выражал философско-эстетическое значение.
   Например, в  Древнем Китае цветовая символика была связана с древней теорией мироздания определявшей пять стихий (дерево, огонь, землю, металл и воду). Эти стихии неразрывно связывались с явлениями природы и жизнью китайского народа. Цветовые символы были сориентированы по странам света с центром мироздания посередине (желтый цвет). Также символика цвета в Китае проявляется в народных обычаях, обрядах, архитектуре и живописи.
   Японская культура испытала влияние древней китайской философии и переняла китайский язык цветовых символов. В японской символике основные философские символы всего существующего «ян» и «инь» имеют те же, что и в Китае,цветовые обозначения: белое (светлое) и черное (темное). В искусстве Японии символы «ян» и «инь» обозначают два лица: «саби»— сдержанный колорит внутренней красоты и «цуя» — цветастую яркость внешней красоты. Символическое значение цвета не отделяется от выразительного, поэтому слияние и неразрывность символов есть характерная черта японской культуры.
       В исламе для выражения большей экспрессии цветовые отношения строились  на гармонии цветовых пятен подобно музыкальным аккордам. Соотношения цветов в них определяли основную цветовую тональность, которая могла быть «минорной» и «мажорной», т. е. по-разному напряженной и активной.
   В отличие от восточных цветовых символических систем западно-европейская символика полностью сосредоточивалась на идее бога и божественного происхождения всего прекрасного в мире. Священное писание утверждает, что свет и цвет прекрасны потому, что их сотворил бог и навсегда установил смысловое значение священных слов и священных цветов. Главными цветами в христианстве признавались белый, желтый (золотой), пурпурный и красный.
  Западноевропейская общественная цветовая символика утверждалась выдающимися деятелями культуры, философами и учеными. Еще в древности Аристотель белым цветом обозначал Воду и Воздух, желтым —Солнце и Огонь, черным — Землю. Более образно использовал цвета Леонардо да Винчи: белый — Свет, желтый — Земля, зеленый — Вода, синий — Воздух, красный — Огонь, черный — мрак. Гегель создал символику в эмоционально-цветовом соответствии: светлое и желтое — это созидательное, жизненное, бодрое; темное и синее — тихое, кроткое, осмысленное; красное — мужское, царственное и господствующее; веленое — спокойное и нейтральное. Ньютон создал символические эмоционально-световые ассоциации между музыкальными нотами и цветами спектра: до — красный, ре — оранжевый, ми — желтый, фа — зеленый, соль — голубой, ля — синий, си — фиолетовый.
   Цветовая символика особенно прочно вошла в цветовую геральдику многих стран и даже имела силу закона. Петр I ввел ее в России специальным Уложением. Символика цветовой геральдики без религиозных символов строго соблюдается в гербах и флагах современных государств. (источник)


 На сегодня, с историей закончим и перейдём к не менее интересной части нашего "Вдохновения" - фотографиям. Так как, историческая справка у нас включала обобщённые сведения о цветах, то и фото вашему вниманию я выбрала разноцветные. Это вам немного позитива в эти холодные зимние дни :)










Надеюсь, вам понравился такой вариант "Фотовдохновения" и вы узнали для себя что-то интересное.

4 комментария:

  1. Иришка, очень познавательная и полезная статья, спасибо! Поздравляю с публикацией!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за статью! только не совсем понятно, это просто картинки для вдохновения или задание?

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо девочки.
    Виола, это просто картинки для вдохновения.

    ОтветитьУдалить
  4. Очень познавательная статья. Особенно понравилось часть, где рассказывается о том, как мужчина и женщина разливают цвета :)

    ОтветитьУдалить