17 августа 2012 г.

Мастер-класс для начинающих "Рисуем штампами (штампинг-коллаж )"

 Здравствуйте, наши дорогие и горячо любимые читатели!

Поскольку термин "коллаж" в современном толковании используется  не только для обозначения приёма создания целого изображения из ряда других изображений или их отдельных фрагментов путём наклеивания, но и при помощи графических средств и даже компьютерных программ, то я назвала этот МК "Штампинг-коллаж". В принципе, для нас это всё равно будет означать создание декоративной композиции в японском стиле с помощью различных штампов. 


Свой коллаж я сделала ещё зимой, но только недавно о нём вспомнила, когда в очередной раз затеяла "генеральную уборку" среди бумаг и записей. Увы, такое часто бывает, особенно если в голове одновременно возникает слишком много идей, а времени для их описания не хватает ))

А в начале я совсем кратко расскажу о том, что же такое композиция в японском стиле. Прежде всего - это соотношение и взаимосвязь всех элементов. "Одиночной" мы назовём композицию из элементов с одним главным, а "групповой" - с большим количеством элементов, среди которых нельзя выделить главный. Японский стиль отличает особая сдержанность, простые натуральные цвета (земли, травы, дерева, бамбука, опавшей листвы, соломы, камня и т.д.) и элементы. У японцев особое отношение к природе, поэтому изображения пейзажа, бытовых сценок, животного или растительного мира - самые традиционные. Кроме того, все они настолько графичны, что их довольно просто повторить с помощью штампов. Конечно, гораздо быстрее и проще нарисовать картинку, чем "отштамповать" её (хотя на первый взгляд может показаться обратное, уверяю, что при использовании большого количества штампов это не так уж и просто), зато наградой вам будет настоящее "авторское" изображение, которое вы смело сможете повторять в других своих работах, подписывать и тиражировать, как гравюру ))

Для создания этого коллажа ( а также других работ) мне понадобились:

Штампы (только прозрачные)
InkaDinkaDo stamps: "Asian Design" (98626), "Asian Life" (98776); Kaisercraft "Oriental"stamp; Pink Paislee "Butterfly Garden"; Folia (Max Bringmann KG) "Garden", Mr. Painter "Китайские мотивы-2".
Бумага
чистоцеллюлозная акварельная бумага "ООО Альт" (200 г/кв.м), бумага для принтера.
Чернила
Distress Inks: Vintage Photo, Forest Moss, Peeled Paint, Scattered Straw.
Инструменты
Пресс для штампов со сменными пластинами Fiskars Easy Stamp Press, акриловый блок, пульверизатор Ranger Mini-mister, коврик Ranger Non-stick Craft Sheet, аппликаторы Ranger, кисть для акварели Kuretake.

Этот коврик Ranger Non-stick Craft Sheet специально создан для любителей штампинга и создания фонов, к тому же он выдерживает высокие температуры и на нём можно проглаживать мокрую бумагу даже утюгом.
Все эти инструменты и материалы даны просто для ознакомления. То, какие выберете вы для своих работ, - совсем не важно :)

Итак, приступим...
Сначала мы должны выбрать наборы штампов, в которых присутствуют традиционные для японской живописи элементы. Я выбрала два набора от InkaDinkaDo "Asian Design" (бамбук), и "Asian Life" (японка и чайник); Kaisercraft "Oriental" (иероглифы); Pink Paislee "Butterfly Garden" (большая стрекоза и бабочка); Folia "Garden" (муравей, лягушка, бабочка, кузнечик, тыквы), Mr. Painter "Китайские мотивы-2" (заросли бамбука).

Наборы штампов InkaDinkaDo "Asian Design" и "Asian Life"; Kaisercraft "Oriental"; Pink Paislee "Butterfly Garden"
Набор штампов Folia "Garden"
Теперь выберем цвет фона для того, чтобы подобрать нужные цвета чернил для штампинга. Мне нравится цвет жёлтой бумаги, поэтому я  выбрала для неё Distress Ink Scattered Straw.   Сначала я нанесла на лист акварельной бумаги немного чернил и слегка растушевала их аппликатором. После этого слегка сбрызнула коврик с нанесёнными на него чернилами водой и снова растушевала чернила на бумаге уже влажным аппликатором.

Я не стала использовать мокрое окрашивание, поскольку "рисунок" фона при этом был бы совершенно иной, а мне хотелось именно "пятнистый" - с намёком на неоднородность массы, свойственной бумаге ручной работы. К тому же, одна сторона этой бумаги зернистой фактуры - очень приятная на ощупь.
 Этот способ хорош тем, что чернила глубоко проникают в бумагу и уже значительно меньше пачкают руки, особенно при попадании влаги )) Увы! Мы довольно часто забываем, что чернила на основе вытяжки из грецкого ореха от Ranger без закрепления вовсе не так стойки, поэтому дополнительно закрепим их горячим утюгом (заодно и бумагу разгладим, хотя этот сорт практически не коробится). Обязательно (так, на всякий случай) сделайте несколько листов и, если не собираетесь наклеивать их на картонную основу, не забудьте окрасить с двух сторон.

Теперь, когда  фоны готовы, возьмём один лист (это будет наш пробник), выберем штампы и попробуем несколько цветов чернил, чтобы убедиться в том, что композиция будет в самой выигрышной гамме. Я практически всегда использую для штампинга  Disterss Inks, поскольку мне нравится их приятный цвет, отсутствие густоты или блеска. К тому же они никогда не пачкают штампы, и заниматься уборкой после окончания работы одно удовольствие. Но на этот раз я выбрала их и по иной причине: именно их цвета - самые натуральные, экологические; такие, какие нужны для нашего японского стиля. Свой выбор я остановила на двух цветах: Peeled Paint (для изображения бамбука) и Forest Moss (для всех остальных изображений).

Выбранный первоначально цвет Crushed Olive слишком светлый и совершенно не даёт нужной контрастности, а Walnut Stain оказался слишком тёмным...
Когда мы определились с выбором цветов, приступим к созданию композиции. Поскольку это самый важный этап работы, отнесёмся к нему очень серьёзно.  Даже если мы нашли все нужные изображения, это вовсе не значит, что мы сможем использовать в своей "картине" все из них. Многие изображения могут быть лишними или не подходить  по размеру и форме, к тому же их очень важно  разместить в "нужных" местах... 

Для "набросков" мне понадобилась белая бумага для принтера. Я всегда использую её не только для "черновиков", но и вместо коврика для тонировки: стоит недорого, испачкалась - выбросил )) Есть и другой способ: например, отштамповать изображения, вырезать их и начать раскладку на листе, но я не очень люблю им пользоваться  (разве что если элементов не более 4-х)...

Выберем самые "значимые" элементы композиции (мини-изображения) и мысленно представим себе "картинку" - то есть то, что мы хотим "увидеть" в своей работе: бамбук, бабочки, стрекозы, кузнечик, тыквы-горлянки, лягушка, муравей, иероглифы...  

Я выделила два главных элемента - бамбук и иероглифы:  длинные, узкие  и наиболее "традиционные".  Но оказалось, что рядом они практически не смотрятся: разная высота и прямоугольная форма штампа "Иероглифы" очень мешала им "дружить". 

На этом изображении видно, что штамп с бамбуком намного длиннее штампа с иероглифами: такую композицию лучше всего "обрезать" под тэг или небольшую открытку...

Поэтому я решила добавить сверху иероглифов мини-изображения квадратной формы.

Поскольку вначале коллаж задумывался как обложка блокнота, я предусмотрительно отметила место, которое должно было остаться "пустым".
Мне пришлось попробовать несколько вариантов, пока я не остановила свой выбор на двух - "светлолицей" японке и чайнике. Поскольку длина фона с японскими иероглифами вначале меня тоже не устроила, то снизу я аккуратно добавила их изображения, стараясь точно соблюдать "рисунок". Следует заметить, что этот штамп для "непосвящённых и невнимательных" таит определённую угрозу репутации )) - обязательно отметьте его верх, чтобы текст не был перевёрнут.

Таким образом можно "продлить" любой повторяющийся текст, самое важное, чтобы штампы были прозрачными.
Нижняя часть текста мне тоже показалась слишком скучной, поэтому я решила заполнить пространство тыквами. И поскольку штамп с их изображением совсем небольшой, то также пришлось потренироваться над тем, чтобы получилась вот такая симпатичная горка...

Чтобы горка из тыкв получилась  красивой, нужно к полному изображению добавлять элементы из различных частей штампа, слегка изменяя наклон, высоту и иногда "обрезая" изображение. Это возможно, если наносить чернила только на определённую часть штампа.
Эта горка получилась самой красивой, но в коллаже я её почему-то не повторила...
Мне очень захотелось оживить её небольшими фигурками насекомых и лягушонка, которые я нашла в наборе штампов Folia "Garden". И здесь вариантов оказалось такое множество, что было довольно трудно остановить свой выбор на одном из них, хотя в конце концов и это пришлось сделать ))

На первый взгляд, все изображения разные, но это не совсем так, поскольку главная задача - найти самое лучшее "место" для каждого персонажа, даже очень-очень маленького. Тут очень важны цвет и  расположение  элемента, которые способны сделать его или практически незаметным (как, например, у моего кузнечика), или контрастным и выразительным...
Но самое трудное было впереди... Изображения бабочек и стрекоз были просто необходимы, но для того, чтобы расположить их на довольно большом пространстве, пришлось постараться... Очень важно было сделать так, чтобы своими размерам и направлением "движения" они ни в коем случае не испортили композицию.  На этом этапе я сделала больше "набросков", чем за всё время работы, отмечая красным карандашом наиболее удачное расположение и наклон элементов (вы смогли это заметить во всех набросках) ...

Стрекоза, на свободном фоне, летящая в заросли бамбука (влево и вверх), делает это  пространство гораздо реалистичнее и интереснее, чем её же изображение, наложенное  на иероглифы или расположенное над ними.
Я представила для этой статьи лишь самые важные (по крайней мере для меня) наброски. На самом деле их было гораздо больше. Прежде, чем я отметила галочками практически конечный результат своих трудов, я сделала немало вариантов " свободного полёта" этих милых насекомых.
Когда результат меня почти удовлетворил (именно "почти" и никогда "точно")), я расположила нужные штампы на пластине (кроме самых маленьких) в точном соответствии с наиболее удачными набросками (выделенными красным), нанесла чернила и отштамповала на листе с готовым фоном.

Как видите, изображения, отштампованные чернилами на водной основе на акварельной бумаге, выглядят приглушённо, а иногда даже "размыто", как этот бамбук. Его листья средней светлоты позволяют увидеть сидящих на них кузнечиков, чего не было бы достигнуто, если бы я использовала для создания коллажа только один цвет...
Для этого очень удобно использовать акриловую пластину для штампов от Fiskars, поскольку она позволяет разместить в нужных местах множество штампов.
1. Сначала на самый удачный набросок (у меня это готовая картинка, что в данный момент совсем не важно) наложим большие изображения (бамбук и иероглифы) ...


2. Затем, разместим над ними пластину Fiskars (или большой акриловый блок)...

3. Надавим на пресс сверху, чтобы закрепить (приклеить) штампы к его поверхности...


4. Теперь можно перевернуть пресс со штампами и нанести чернила нужных цветов... Изображения насекомых и тыкв я выполнила с помощью маленького акрилового блока.

Таких пластин у меня несколько, и при желании я могу сделать "постоянные основы" для одной или нескольких работ...
Если такого пресса для штампинга от Fiskars у вас пока нет, можно воспользоваться или большим акриловым блоком или прочной прозрачной коробкой для CD/DVD-дисков. Кстати, многие современные клеи (особенно супер-клеи) позволяют приклеить к ним ручку из пластика (можно взять и лёгкую мебельную); самое важное - коробочка не должна прогибаться при нажатии, т.к. это отразится на качестве отштамповки. Лучше используйте самую тонкую.

Итак, мой коллаж готов. Конечно, он не само совершенство, но поставленную задачу я всё-таки выполнила )) Весь набор набросков до сих пор хранится у меня в папке для проектов и теперь при необходимости я смогу ими воспользоваться...

Вторая композиция больше напоминает традиционный рисунок, чем коллаж, поскольку в ней очень мало элементов. Создать её очень легко даже начинающему - стоит лишь вдохновиться несколькими примерами японской живописи и композиция (при наличии нужных штампов) сложится без труда...

Две стрекозы, резвящиеся  над  собранными тыквами, лежащими у зарослей бамбука, скорее всего выслеживают маленького и очень одинокого кузнечика, призывающего своей звонкой песней подругу :)
Этот тэг я сделала по скетчу Ольги Лагуновой. Он уже был представлен в задании "Жажды Творчества", но его основой послужил именно мой "стародавний" коллаж...

Прямой, как бы "обрезанный" фон иероглифами не портит композицию на тэге, поскольку она достаточно узкая и к тому же я оставила его светлым. Здесь я слегка размыла все изображения кистью для акварели.
А этому тэгу уже больше полутора лет. Одна из самых первых моих работ. Тогда у меня была всего одна подушечка Distress Ink Vintage Photo, один аппликатор Ranger и несколько наборов штампов Folia, которые мне очень нравятся своей "упругостью" и детализацией (в отличие от "мягкотелых" клонов Mr. Painter, которыми я не слишком довольна).

Что может быть прекраснее конца лета... Цвет этих чернил - один из моих самых любимых: фон и изображения сделаны только  с помощью Vintage Photo...
Я вырезала его с помощью набора от Fiskars (резак и трафареты). Инструментами этой фирмы я пользуюсь до сих пор, в том числе и набором для тиснения ScrapBoss, несколько трафаретов для которого я даже сделала сама.

Изображение глицинии взято из другого набора Folia и достаточно традиционно, рамка из лютиков просто служит  местом для надписи, которая, я надеюсь, очень скоро появится...

Эта открытка сделана с помощью штампа InkaDinkaDo ""Asian Design" (ветка сакуры) и Dove "Japan Journey" (журавль) и чернил Distress.
Надеюсь, что вам было интересно :) 
Спасибо за внимание!

34 комментария:

  1. Лена, спасибо за МК. Всё так чётко расписано, доходчиво и понятно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Наташа! Честно говоря, я побаивалась этого выпуска - очень часто посещала мысль - кому это нужно, если и так всё известно )) Сейчас понимаю, что сомнения были довольно странные, ведь ЖТ живёт и работает прежде всего для начинающих, и именно это должно нас воодушевлять ))

      Удалить
  2. Лена, было очень интересно! Захотелось попробовать!:) Ваш коллаж - суперский!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Екатерина, - это самое важное, что мне хотелось услышать, успеха!

      Удалить
  3. как всегда!
    талантливо и все понятно!!!!!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, спасибо, что заглянула, - мне это приятно вдвойне! :)

      Удалить
  4. здорово! прочитала и посмотрела с удовольствием! и результаты красивущие ))))
    только меня смущает количество чернилок, потраченных на все черновики!!!! - у меня подушечки COLOR BOX и их мало-мало (может, они вообще не для этого))))), и мне реально было бы жалко вот так многократно просто "пробовать" композиционные моменты )) это ж целый блокнотик можно заштампить!!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вика, думаю для черновиков можно взять дешёвые штемпельные подушки из канц,магазина)

      Удалить
    2. Вика, спасибо за отзыв и за вопрос. Я использую для набросков подушечки Distress . Поверь, что за полтора года они практически такие же, как и были - очень экономный расход за счёт того, что они на водной основе. К тому же отмывать штампы после них одно удовольствие - сунул под струю воды и положил на полотенце. И даже для очистки (при штамповке несколькими цветами), достаточно несколько раз приложить по листу бумаги, чтобы штамп стал чистый и готовый к работе...

      Удалить
  5. Эффект очень красивый!
    спасибо за мк!

    ОтветитьУдалить
  6. Лена, огромное спасибо за МК! я до этого штамповала все по очереди и не всегда мне нравилось, что получалось в конце! А оказывается все так просто и доступно!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за интерес, это приятно :) Я не успела сделать вступление до конца - Женечка немного поторопилась с выпуском )) Этот МК следовало назвать "Рисуем штампами". Он рассчитан именно на начинающих, поскольку те, кто мастерски владеет миксед-медиа, создают просто фантастические коллажи. Здесь я представила действительно самый простой способ создания изображения с помощью самых доступных наборов штампов...

      Удалить
  7. ОГРОМНОЕ МЕРСИ БОКУ!!! ОЧЕНЬ, очень интересно!!! Я многие материалы и названия видела впервые! Впечатлили штампы, теперь буду знать, какое их разнообразие существует :-)) А особенно впечатлило, было интересно и полезно - процесс подбора изображений, и возможность видеть весь этот процесс в картинках. Очень трудоемкий у Вас мастр-класс!! :-))) Спасибо, что так от души делитесь!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Действительно,выбор штампов сейчас огромный,но научиться выбирать то, что нужно именно тебе, довольно сложно. Раньше я покупала практически все новинки, пока не поняла,что большинство из них,так и не пригодились... Теперь я очень "придирчиво" рассматриваю каждый новый набор, чтобы понять, какой из них мне нужен, а какой - нет :) Вот почему "в начале пути" так важно найти "свою" тему, и не только, чтобы сэкономить деньги, но и для того, чтобы не захламлять любимый скрап-уголок ))

      Удалить
    2. УРА!!! Нашла этот МК! Вначале искала его в Вашем блоге. :-))
      Я там уже написала, что этот МК сильно повлиял на меня, так, что я даже и не ожидала(это влияние разворачивалось во мне незаметно для меня, в период моего путешествия, когда я об этом , даже не думала). И вот, теперь, вернувшись домой, вдруг обнаружила себя окончательно "сдвинутой на всю площадь головы". Вчера изучила штамповую ситуацию в укр. магазинах. Она более чем грустная... Предполагаю, что покупка штампов - это как сафари: сидишь бдительно в засаде, а как только объект появился в поле твоего зрения - ты метко запускаешь в него свою стрелу :-))))Так вот, может, потихоньку, и можно что-то подсобрать...

      Удалить
    3. Увы! согласна на все 100% - и не только как охотник, но и как сыщик )) последнее - чаще. Нашла магазины (мастерские) где делают штампы на заказ - обдумываю размеры и дизайны - думаю, так будет лучше и проще, даже для кошелька ))

      Удалить
    4. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
  8. Лена, какой же это титанический труд, нет, не сделать, а сфотографировать и доступно все это описать! У начинающих чаще всего нет такого широкого выбора чернил, штампов и инструментов. Спасибо большое за МК!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Наташа :) Именно поэтому я и описала "все возможные варианты", чтобы (если будет интерес к штампингу) можно было выбрать только то, что тебе нужно или сделать самостоятельно... Чернильной подушки достаточно одной (даже Vintage Photo, как для маленького тэга) и одного (но очень удачного) набора штампов - всё остальное заменят описанные и самостоятельно подобранные "подручные средства"

      Удалить
    2. Лена, Вашими чернильными картинами можно только восхищаться и тихо вздыхать , зная, что такое у меня никогда не получится!))))

      Удалить
  9. Лена, спасибо за идею! :))
    А где можно купить штампы Folia "Garden"? :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Валюша, они есть здесь http://scrapmania.ru/shop/silikonovyie_shtampyi/nabor_shtampov_folia_sad-ogorod1/

      Удалить
    2. и здесь - http://www.ozon.ru/context/detail/id/4096892/

      Удалить
    3. Лен, спасибо! Пойду искать :))

      Удалить
    4. Хорошо, только не увлекайся шоппингом :)

      Удалить
    5. увы, бюджет мне это не разрешит :(

      Удалить
  10. Очень полезный МК и столько интересных задумок!

    ОтветитьУдалить
  11. Ах, какая прелесть! Очень красиво и даже не верится, что это штампиками сделано!:) Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  12. Интересно, что мне запомнилось, что здесь были пальмы, а сейчас обнаруживаю, что это бамбук...:-)))))))))))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Отличная идея! Ну вот где были мои глаза - добавить листьев пара пустяков, и мотив для сафари готов! Светлана, огромное спасибо за наблюдательность и фантазию!

      Удалить
  13. Девочки, а я, почему-то не получаю сообщения о комментах на @, когда подписываюсь..., кто-нибудь знает, почему так? Может, что-то где-то "подкрутить надо? :-))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Постараюсь узнать... Я не подписана, поэтому пока не могу ответить :)

      Удалить